Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
Одной из важнейших задач современного образования является воспитание фукционально-грамотной личности, что диктует необходимость использования современных педагогических технологий, обеспечивающих активное включение учащихся в процесс учения.
В основе моей деятельности лежит комплекс таких технологий: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления, модульно-рейтинговая технология, технология продуктивного чтения, технология исследовательской деятельности.
Основная особенность проблемно-диалогической технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Использование проблемного метода в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
В своей педагогической деятельности также использую технологию критического мышления: как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления, обобщения знаний учащихся. Использование данной технологии на уроках математики позволяет формировать развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений: способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать, сохраняющую интерес к миру науки и готовую к получению нового знания. На практике использую такие методы и приемы ТРКМ, как кластеры, таблицу тонких и толстых вопросов и др.
Осуществляя предпрофильную подготовку учащихся, использую модульно-рейтинговую систему ее организации, базируемую на деятельностном подходе к обучению. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С.Выготским. реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и его дозированного предъявления, путем оказания квалифицированной помощи ученику в организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, групповой, в парах сменного состава. Модульное обучение в условиях дефицита учебного времени дает возможность систематизировать и обобщить изученное в процессе самостоятельной познавательной деятельности каждого ученика. Очевидно, что модульно-рейтинговая технология является одной из наиболее перспективных в реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения, т.к. позволяет осуществить индивидуальный подход к обучению, способствует выработке навыков самоконтроля, а информация о текущем рейтинге стимулирует учащихся, повышает уровень здоровой конкуренции между ними.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет не только и не столько учить, сколько помогает ребенку учиться, направляет его познавательную деятельность. Исследовательская работа учащихся является неотъемлемой частью эффективного образования в области алгебры и геометрии.
- Использование ИКТ в образовательном процессе.
Одним из ключевых моментов работы учителя в современных условиях является использование информационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии использую в разных вариантах:
- Обучающие программы как элемент формирования системы знаний и умений учащихся Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса на уровне, обеспечивающем качественное восприятие по сравнению с традиционными методами изучения.
- Технологии презентаций. Создание собственных презентаций обеспечивает существенно большую наглядность изучаемого материала. Время на усвоение учебного материала сокращается на 40-50%, качество усвоения повышается примерно на 30-40%
-Использование социальных сервисов WEB 2.0 для организации сетевого общения и дистанционного обучения учащихся.
- При диагностике и проверке знаний использую тесты в режиме on-line.
- Использую интернет-ресурсы для самообразования, участвуя в различных конкурсах, конференциях, семинарах, носящих дистанционный характер.
- ИКТ использую во внеклассной работе с учащимися при подготовке к ежегодным научно-практическим конференциям. При выполнении учащимися исследовательских проектов применение ИКТ становится не только полезным, но и в ряде случаев необходимым условием демонстрации результатов проведенных исследований.
- Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном и региональном уровне.
На уроках мной используются образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомляемости обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей, с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. Огромное значение в предупреждении утомляемости играет четкая организация учебного труда учащихся. Например, на уроках математики значительная часть учебной деятельности связана с работой на классной доске. Очень важно, чтобы на доске были план работы на уроке, список упражнений с указанием степени сложности. Тогда ученик сможет распределить свои силы, выбрать задание соответствующей степени сложности.
Мы не должны забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности, поэтому мной используются разнообразные виды деятельности (2-7), частота их чередования (7-10 минут), плотность урока не менее 60% и не более 80%, смена позы, физминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме. Дети активны до конца урока, им нравиться узнавать все больше нового. На уроках математики можно воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление сохранить его и постоянно укреплять. Поэтому мною на уроках в целях профилактики здоровья учащихся постоянно затрагивается тема здоровьесбережения.
Тематика этих уроков тесно связана с программным материалом по математике. Это позволяет объяснить механизм биологических процессов, происходящих в организме учащегося под воздействием основных природных факторов, а также указать пути профилактики, то есть вооружить детей необходимыми знаниями и умениями по охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, используя рассчеты.
Чтобы не было перегрузки учащихся, мною строго соблюдается объем всех видов работ, а контрольные и зачетные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию.
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебно-воспитательного процесса. Использование проблемного метода на уроках математики исключает пассивное восприятие учебного материала , утомляющее детей, обеспечивает для каждого ученика адекватную нагрузку. Это обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
- Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
1) Использование технологий и методик личностно ориентированного обучения.
На современном этапе развития школы дифференциация обучения выделяется как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования, здоровьесбережения учащихся. Под дифференциацией понимаю такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в большей степени отвечают его склонностям.
Хочу перечислить некоторые принципы моего дифференцированного подхода:
- даю учащимся возможность самими определить тот уровень усвоения материала, который соответствует их потребностям, интересам, способностям, осуществляя принцип «мини-макса» в обучении;
- стараюсь организовать работу с учащимися так, чтобы выбранные ими уровни не тормозили их развитие, а становились основой для достижения более высокого уровня;
- учитываю в своей деятельности не только уровень интеллектуального развития детей, но и особенности их стилей мышления и восприятия информации.
Помня слова Л.С.Выготского о том, что «знания усваиваются только в ходе собственной работы обучаемого с этими знаниями», активно использую самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при обучении своего предмета.
2) Дополнительная дифференцированная работа с различными категориями обучающихся (со слабоуспевающими учениками, с детьми группы риска, с учащимися, пропускающими занятии по болезни др.)
В каждом классе есть дети, который требуют особого внимания. Это и слабоуспевающие ученики, и ученики, пропустившие занятия по болезни, а также учащиеся, который вследствие индивидуальной особенности строения психической системы, медленнее усваивают материал и поэтому требуют дополнительного времени для выполнения различных работ. Поэтому мною ведется дополнительная дифференцированная работа с такими учениками.
Работа с такой категорией учащихся проводится как на уроке, так и во неурочное время. При опросе, с целью создания ситуации успеха, слабоуспевающим предлагается примерный план ответа, алгоритм рассуждения, разрешается пользоваться заготовкой составленной дома. В процессе изучения нового материала мной концентрируется внимание слабоуспевающих учеников на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаюсь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.
В ходе самостоятельных работ на уроке слабоуспевающим учащимся предлагаю упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах, отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий. При организации выполнения домашних работ для слабоуспевающих учеников подбираю индивидуальные задания, провожу подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий. При необходимости организую дополнительные занятия, на которых используем карточки-консультанты.
3) Наличие системы работы с одаренными учащимися.
Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми и детьми, проявляющими повышенный интерес к моему предмету. Эту работу провожу через систему дополнительных занятий, элективных курсов, а также выполнение на уроках заданий повышенной сложности, творческие задания по желанию учащихся. Такие занятия для учащихся способствуют развитию и получению дополнительных знаний в области математики. Хорошей традицией в школе стало проведение предметной недели, цель которой реализация творческих возможностей учащихся и привитие интереса к предмету. Дети участвуют в интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.
Основные формы работы с одаренными детьми:
- индивидуально-групповые занятия;
- внеурочные занятия по предметам;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- участие в работе научно-практических конференций;
- участие в интеллектуальных турнирах;
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в конкурсах;
- проведение предметных недель.