Понедельник, 06.05.2024
Персональный сайт учителя математики


Меню сайта
Мини-чат

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

    Одной из важнейших задач современного образования является воспитание фукционально-грамотной личности, что диктует необходимость использования современных педагогических технологий, обеспечивающих активное включение учащихся в процесс учения.

  В основе моей деятельности лежит комплекс таких технологий: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления, модульно-рейтинговая технология, технология продуктивного чтения, технология исследовательской деятельности.

   Основная особенность проблемно-диалогической технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Использование проблемного метода в учебном процессе исключает пассивное  восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

      В своей педагогической деятельности также использую технологию критического мышления:  как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления, обобщения знаний учащихся.  Использование данной технологии на уроках математики позволяет формировать развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений: способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать, сохраняющую интерес к миру науки и готовую к получению нового  знания. На практике использую  такие методы и приемы ТРКМ, как кластеры, таблицу тонких и толстых вопросов и др.

   Осуществляя  предпрофильную подготовку учащихся, использую  модульно-рейтинговую  систему ее организации, базируемую на деятельностном подходе к обучению. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С.Выготским. реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и его дозированного предъявления, путем оказания квалифицированной помощи ученику в организации учебной деятельности  в разных формах: индивидуальной, групповой, в парах сменного состава. Модульное обучение  в условиях дефицита учебного времени дает возможность систематизировать и обобщить изученное в процессе  самостоятельной познавательной деятельности  каждого ученика. Очевидно, что модульно-рейтинговая технология является одной из наиболее перспективных в реализации элективных курсов  предпрофильной подготовки и профильного обучения, т.к. позволяет осуществить индивидуальный подход к обучению, способствует выработке навыков самоконтроля, а информация о текущем рейтинге стимулирует  учащихся, повышает уровень здоровой конкуренции между ними.

 

   Введение в педагогические технологии элементов  исследовательской деятельности учащихся позволяет не только  и не столько  учить, сколько помогает ребенку учиться, направляет его познавательную деятельность. Исследовательская работа учащихся является неотъемлемой частью эффективного образования в области алгебры и геометрии.

  • Использование ИКТ в образовательном процессе.

    Одним из ключевых моментов работы учителя в современных условиях является использование информационных технологий. Информационно-коммуникативные  технологии использую в разных  вариантах:

  - Обучающие программы как элемент формирования системы знаний и умений учащихся  Они  позволяют давать иллюстрации важнейших  понятий курса на уровне, обеспечивающем качественное восприятие по сравнению с традиционными методами изучения.

 - Технологии презентаций. Создание собственных презентаций  обеспечивает существенно большую наглядность изучаемого материала. Время на  усвоение учебного материала  сокращается на 40-50%, качество усвоения повышается примерно на 30-40%

-Использование социальных сервисов WEB 2.0  для организации сетевого общения и дистанционного обучения учащихся.

При диагностике и проверке знаний использую тесты в режиме on-line.

 - Использую интернет-ресурсы для самообразования, участвуя в различных конкурсах, конференциях, семинарах, носящих дистанционный характер.

 

- ИКТ использую во внеклассной работе с учащимися  при подготовке к ежегодным научно-практическим конференциям. При выполнении учащимися  исследовательских проектов применение ИКТ становится не только полезным, но и в ряде случаев необходимым условием демонстрации результатов проведенных исследований.

  • Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном  и региональном уровне.

   На уроках мной используются образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомляемости обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей, с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. Огромное значение в предупреждении утомляемости играет четкая организация учебного труда учащихся.  Например, на уроках математики значительная часть учебной деятельности  связана с работой на классной доске. Очень важно, чтобы на доске были план работы на уроке, список упражнений с указанием степени сложности. Тогда ученик сможет распределить свои силы, выбрать задание соответствующей степени сложности.

   Мы не должны забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности, поэтому мной используются разнообразные виды деятельности (2-7), частота их чередования (7-10 минут), плотность урока не менее 60% и не более 80%, смена позы, физминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме. Дети активны до конца урока, им нравиться узнавать все больше нового. На уроках математики  можно воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление сохранить его и постоянно укреплять. Поэтому мною на уроках в целях профилактики здоровья учащихся постоянно затрагивается тема здоровьесбережения.

       Тематика этих уроков тесно связана с программным материалом по математике. Это позволяет объяснить механизм биологических процессов, происходящих в организме учащегося под воздействием основных  природных факторов, а также указать пути профилактики, то есть вооружить детей необходимыми знаниями и умениями по охране своего  здоровья и здоровья окружающих людей, используя рассчеты.

    Чтобы не было перегрузки учащихся, мною строго соблюдается объем всех видов работ, а контрольные и зачетные работы проводятся  строго по календарно-тематическому планированию.

 

     Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебно-воспитательного процесса.  Использование проблемного метода на уроках математики  исключает пассивное восприятие учебного материала , утомляющее детей, обеспечивает для каждого ученика адекватную нагрузку. Это обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

  • Организация  педагогической деятельности с учетом индивидуальных  особенностей  учащихся.

1)      Использование технологий и методик личностно ориентированного обучения.

  На современном этапе развития школы дифференциация  обучения выделяется как составная часть и необходимое условие  гуманизации и демократизации образования, здоровьесбережения учащихся. Под дифференциацией понимаю такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных  условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям,  которые в большей степени отвечают его склонностям.

Хочу перечислить некоторые принципы моего  дифференцированного подхода:

 - даю учащимся  возможность самими определить тот уровень усвоения материала, который соответствует их потребностям, интересам, способностям, осуществляя принцип «мини-макса» в обучении;

 - стараюсь организовать работу с учащимися  так, чтобы выбранные ими уровни не тормозили их развитие, а становились основой для достижения более высокого уровня;

 - учитываю в своей деятельности не только уровень интеллектуального развития детей, но и особенности их стилей мышления и восприятия информации.

  Помня слова Л.С.Выготского о том, что «знания усваиваются только в ходе собственной работы обучаемого с этими знаниями», активно использую самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при обучении своего предмета.

2)      Дополнительная дифференцированная работа с различными категориями обучающихся (со слабоуспевающими учениками, с детьми группы риска, с учащимися, пропускающими занятии по болезни др.)

В каждом классе есть дети, который требуют особого внимания. Это и слабоуспевающие ученики, и ученики, пропустившие занятия по болезни, а также учащиеся, который вследствие индивидуальной особенности строения психической системы, медленнее усваивают материал и поэтому требуют дополнительного времени для выполнения различных работ. Поэтому мною ведется дополнительная дифференцированная работа с такими учениками.

  Работа с такой категорией учащихся проводится как на уроке, так и во неурочное время. При опросе, с целью создания ситуации успеха,  слабоуспевающим предлагается  примерный план ответа, алгоритм рассуждения, разрешается пользоваться заготовкой составленной дома. В процессе изучения нового материала мной концентрируется внимание слабоуспевающих учеников на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаюсь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.

    В ходе самостоятельных работ на уроке слабоуспевающим учащимся предлагаю упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах, отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий. При организации выполнения домашних работ для слабоуспевающих учеников подбираю индивидуальные задания, провожу подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий.  При необходимости организую дополнительные занятия, на которых используем карточки-консультанты.

3)      Наличие системы работы с одаренными учащимися.

    Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми и детьми, проявляющими повышенный интерес к моему предмету. Эту работу провожу через систему дополнительных занятий, элективных курсов, а также выполнение на уроках заданий повышенной сложности, творческие задания по желанию учащихся. Такие занятия для учащихся способствуют развитию и получению дополнительных знаний в области математики. Хорошей традицией в школе стало проведение предметной недели, цель которой реализация творческих возможностей  учащихся и привитие интереса к предмету. Дети участвуют в интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.

  Основные формы работы с одаренными детьми:

- индивидуально-групповые занятия;

 - внеурочные занятия по предметам;

- занятия исследовательской и проектной деятельностью;

 - участие в работе научно-практических конференций;

 - участие в интеллектуальных турнирах;

- участие в предметных олимпиадах;

 - участие в конкурсах;

    - проведение предметных недель.

ЕГЭ наступит скоро
Калькулятор
Друзья сайта
  • МО "Естествознание"
  • МО "Точные науки"
  • МОУ "Стаевская СОШ" Мичуринский район Тамбовская область
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Моя страница
  • Форма входа
    Шмидт Татьяна Петровна